ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре. При проведении непосредственно образовательной деятельности выделяется три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.

Требования к организации непосредственно образовательной деятельности Гигиенические требования:

· непосредственно образовательная деятельность проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;

· воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка,

· не допускать переутомления детей на занятиях.

· предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

Дидактические требования:

· точное определение образовательных задач НОД, ее место в общей системе образовательной деятельности;

· творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;

· определять оптимальное содержание НОД в соответствии с программой и уровнем подготовки детей;

· выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели НОД;

· обеспечивать познавательную активность детей и развивающий характер НОД, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия;

· использовать в целях обучения дидактические игры (настольно-печатные, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценировки)), словесные и игровые приемы, дидактический материал.

· систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Организационные требования:

· иметь в наличие продуманный план проведения НОД;

· четко определить цель и дидактические задачи НОД;

· грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;

· поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД. · не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.

· НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;

· НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);

· организации процесса обучения полезна интеграция содержания, которая позволяет сделать процесс обучения осмысленным, интересным для детей и способствует эффективности развития.

С этой целью проводятся интегрированные и комплексные занятия. В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста. Классификация занятий в ДОУ (по С.А. Козловой)

Дидактическая задача

1. Занятия усвоения новых знаний, умений;

2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;

3. Занятия творческого применения знаний и умений;

4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.

Содержание знаний (раздел обучения)

1. Классические занятия по разделам обучения;

2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения). Формы организации обучения в повседневной жизни. На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

· прогулка, которая состоит из: - наблюдений за природой, окружающей жизнью;

- подвижных игр;

- труда в природе и на участке;

- самостоятельной игровой деятельности;

· экскурсии;

· игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры; ·

дежурство детей по столовой, на занятиях

· труд:

- коллективный;

- хозяйственно-бытовой;

- труд в уголке природы;

- художественный труд;

· развлечения, праздники;

· экспериментирование;

· проектная деятельность;

· чтение художественной литературы;

· беседы;

· показ кукольного театра;

· вечера-досуги;

В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

· предметно-игровая,

· трудовая, · спортивная,

· продуктивная, · общение,

· сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения. Методы и приемы организации обучения В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Краткая информация об условиях охраны здоровья обучающихся. Одним из приоритетных направлений ДОУ является создание условий для охраны и укрепления здоровья детского населения. Основные усилия коллектива дошкольной образовательной организации направлены на то, чтобы сохранить здоровье воспитанников. ДОУ стремится работать в русле педагогики здоровья, формируя здоровьесберегающее пространство. Целью правильно организованного режима дня является укрепление здоровья детей, сохранения высокого уровня их работоспособности в течение длительного времени бодрствования, при обязательно ровном настроении им интерес к играм, развлечениям и творческой деятельности. В основу рационального режима должны быть положены следующие моменты:

Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;

Определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;

Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;

Достаточный по продолжительности полноценный сон;

Регулярное сбалансированное питание.

Организация учебной деятельности.

В целях уменьшения утомляемости в младших группах детского сада одно занятие проводится в утренние часы, а другое – в вечерние. В группах среднего – старшего дошкольного возраста – занятия проводятся в утренние часы. В детском саду занятия проводятся ежедневно, их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается. Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям. Организация прогулки – учитываются погодные условия, длительность прогулки, организация двигательной активности детей чередуется со спокойными играми. Сон – четкое соблюдение алгоритма сна при открытых окнах. При распределении спальных мест учитывается физическое развитие ребенка, частота заболеваний. Организация закаливающих процедур – учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, обращается внимание на эмоциональное состояние детей, соблюдается система, усложняется методика закаливающих процедур с возрастом детей. Одна из основных задач детского сада – охрана и укрепление здоровья воспитанников Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Согласно СанПиН СанПиН_с_1.01.21СП 2.4.3648 - 20.pdf разрабатывается:

- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей.

В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, - составляется расписание занятий для каждой группы детей, ведется суммарный учет времени занятий в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Во время проведения непосредственной образовательной деятельности в обязательном порядке включаются динамические паузы - физкультминутки. В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры. Прогулка - обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона. В детском саду проводятся спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные). В детском саду для обеспечения медицинского обслуживания имеется медицинский блок, состоящий из 4-х помещений: медицинского кабинета, процедурного кабинета, изоляторной комнаты, санузла и коридора. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием. Медицинское обслуживание осуществляется в соответствии с договором между образовательным учреждением и детской поликлиникой .Согласно данному договору в образовательном учреждении предоставляются следующие медицинские услуги:

· проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий:

· проведение иммунопрофилактики:осмотр перед прививкой, вакцинация, контроль за состоянием ребенка после прививки (осуществляется только с письменного согласия родителей)

· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении · ­рекомендации по адаптации и ее коррекции;

· контроль за течение адаптации и проведение медико-педагогической коррекции;

· проведение медико-педагогических мероприятий по формированию функциональной готовности к обучению

· проведение диспансеризации воспитанников:

· проведение профилактических осмотров;

· ­проведение (совместно с педагогами) скрининг – тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья; · ­рекомендации по коррекции отклонений в состоянии здоровья;

· ­проведение назначенных оздоровительных мероприятий и контроль за их выполнением

· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

· осуществление контроля за физическим. гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил;

· осуществление за своевременным прохождением обязательных медицинских осмотров сотрудников ДОУ;

· Организация качественного питания в ДОУ (составление меню, контроль за качеством приготовления пищи на пищеблоке ДОУ, за качеством получаемой продукции, обеспечение витаминизации третьего блюда);

· Организация и проведение консультационной работы с родителями (законными представителями), работниками образовательного учреждения.

Без понимания и поддержки родителей все усилия сотрудников ДОУ, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и детский сад в этом вопросе - сотрудники. Мы используем следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии). Сбор информации, регулирование и контроль о состоянии охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствие с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования. Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из следующих направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд.

Для успешного осуществления здоровьесберегающего процесса организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ - сбалансированное, разнообразное, достаточное. Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы.