Педсовет "Проектная деятельность в ДОУ"
Проектная деятельность в дошкольном учреждении – это одно из перспективных направлений организации образовательной деятельности, способствующее формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции у детей дошкольного возраста. Проектная деятельность помогает активизировать познавательную деятельность детей в освоении окружающей действительности и всестороннем ее изучении, развивать творческие способности детей, воображение, внимание, память, речь, мыслительные операции, помогает увидеть изучаемую проблему с разных сторон.
Проектная деятельность предполагает применение метода проектов, целью которого является создание проекта по изучаемой или исследуемой проблеме. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить. Метод проектов предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
Проект, как итог применения метода проектов – это самостоятельная или коллективная творческая работа (завершенная работа), имеющая социально значимый результат. Другими словами, это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Что же дает проектная деятельность участникам образовательного процесса?
- В группе ДОУ создается благоприятная атмосфера для обучения.
- Проект интегрирует различные аспекты знаний и действий.
- Создается сообщество детей, воспитателей и родителей.
- Проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности.
- У детей появляется стимул для работы и познания, они учатся ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственными партнёрами.
-
Проектная деятельность в ДОУ имеет свою структуру, которая включает в себя содержание, функции и результат. Содержание проектной деятельности предполагает наличие замысла, плана проекта, его подготовку и проведение, оформление и проверку результатов. Функции могут быть: познавательная, рефлексивная, развивающая, воспитывающая. Результатами проектной деятельности являются, например: расширение и углубление предметных знаний, умение выдвигать и обосновывать гипотезы, умение выполнять эксперимент, умение представлять результаты и т.п. Проектная деятельность в ДОУ включает в себя такие виды, как исследовательская (предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания); творческая (создается новый творческий продукт); нормативная (дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском коллективе).
В проектной деятельности ДОУ педагог выступает, как организатор детской продуктивной деятельности, консультант, эксперт, информатор. Педагог - это основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей, а также родителей в решении проблемы. Кроме того, он выступает партнером детей и помощником в их саморазвитии
Педагог определяет этапы выполнения проекта, продумывает содержание деятельности, подбирает практический материал. Учет интересов детей, организация их деятельности без принуждения, доступная для понимания проблемная ситуация в проекте, предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы, ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с детьми творчества, соблюдение принципа последовательности в работе над проектом, совместное с педагогом достижение цели - являются одними из важнейших условий успешной реализации проекта.
Проект в образовательной деятельности предполагает наличие пяти «П»: проблема, проектирование или планирование, поиск информации, продукт, презентация, которые объединяются в портфолио проекта. Проекты классифицируются посоставу групп участников проекта (индивидуальные, групповые, подгрупповые) и по срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные).
-
-
Для того чтобы разработать проект, педагогу необходимоопределить цель проекта, основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные, определить состав участников проекта, составить план-схему (с указанием сроков и результатов), подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.), реализовать проект,представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка и др.),проанализировать результат.
-
-
На первом этапе реализации проекта педагог формулирует проблему (цель), определяет продукт проекта, вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, формулирует задачу. Деятельность детей на первом этапе предполагает вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие и дополнение задач проекта. На втором этапе педагог помогает в решении задачи, планировании и организации деятельности. Дети на втором этапе объединяются в рабочие группы, распределяют роли или обязанности. На третьем этапе педагог оказывает практическую помощь,
направляет и контролирует осуществление проекта. У детей на третьем этапе формируются специфические знания, умения и навыки, соответствующие задачам проекта. На четвертом этапе педагог готовит и представляет презентацию проекта, а дети готовят к презентации или представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить и о трех этапах в развитии проектной деятельности детей дошкольного возраста:
I этап – подражательско - исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На данном этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, так как в этом возрасте существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. II этап - развивающий. Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать свои действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
III этап - творческий. Он характерен для детей 6–7лет. Педагогу на этом этапе важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Организация проектной деятельности в образовательном процессе несет в себе ряд значительных преимуществ, как для педагогов ДОУ, так и для воспитанников. Преимущества для педагогов: повышение профессионального уровня, формирование системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и педагогом, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада), создание продукта, который можно предъявить социуму, что способствует успешному позиционированию образовательного учреждения. Преимущества для воспитанников: увеличивается интерес к обучению, возникает понимание того, как содержание одной исследуемой темы связано с другими темами и направлениями деятельности, достигается более глубокое и осознанное накопление умений и навыков необходимых для следующей ступени образования. Проектная деятельность способствует формированию у дошкольников целостного образа предмета, явления или события, помогает в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети учатся работать самостоятельно, в паре, и в партнерстве со взрослыми. Проектная деятельность реализует права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках проекта дети сами принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы и получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям.
Таким образом, проектная деятельность в ДОУ - это инновационное и перспективное направление организации педагогической деятельности, которое занимает достойное место в системе дошкольного образования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектная деятельность способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов, личностному развитию воспитанников и обеспечивает качественные результаты дошкольного образования.
Новости
- "Осенняя красота"
- День Отца
- Прогулка осенью
- Всероссийский урок «Экология и энергосбережение
- Прогулка в лес
- Детский сад - наш общий дом, пусть будет чисто и уютно в нём!
- Изучаем ПДД на осенней прогулке в группе "Карапузы"
- Интернет - перепись населения 2021
- "Кошка с котятами"
- НОД в старшей группе подготовка к обучению грамоте.
- День рождения С.А. Есенина
- НОД в подготовительной группе по математическому развитию.
- Этот праздник - День Защитника Отечества
- Отборочный тур на краевую олимпиаду "По дороге знаний"
- Методическая неделя в ДОУ
- День рождения А.Л.Барто
- «Единая Россия» добилась принятия во втором чтении законопроекта о запрете высаживать детей-безбилетников из общественного транспорта
- Накормите птиц зимой....
- Закрепляем ПДД с воспитанниками
- Проект во второй младшей группе "Лук на подоконнике"
- Акция "Новогодние окна"
- О распоряжении средствами материнского капитала
- Математика - это весело
- Номинант на конкурс по жанру "Художественное чтение" Краснощекова Кира, воспитанница подготовительной группы "Смешарики"
- О повышении осведомленности граждан
- Пожарная безопасность в быту: требования и соблюдение правил.
- Открытые просмотры НОД по первой годовой задаче "Развитие речи посредством ознакомления с художественной литературы"
- БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД
- Дополнительное образование кружок "Развивайка" руководитель Усанова Ю.Г.
- Прогулка в зимний период
- Информация о Всероссийской переписи населения 2020 года
- С Днем матери!
- День рождение Деда Мороза
- Эксперимент со светом
- Игра "Собери картинку"
- Свойства воздуха
- Неделя добрых дел.
- ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "КАРАПУЗЫ" ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ "КОЛОБОК" И "ТЕРЕМОК"
- Кружкова деятельность нашего ДОУ
- Осень золотая в гости к нам пришла!
- Тематическая неделя в старшей группе "Почемучки"- "Изучение техники и механизмов"
- Образовательная деятельность нашего ДОУ
- "Безопасность детей на дороге" с 12-16 октября 2020 года
- Знакомство с почтой во второй младшей группе.
- ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ ПО ВОПРОСАМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА И ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЯ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (УЧАСТНИКОВ РЕФЕРЕНДУМА), ОРГАНИЗАТОРОВ ВЫБОРОВ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМО
- День пожилого человека.
- Информация для родителей! О работе уполномоченного по правам ребенка при администрации МГО
- Всероссийская акция "Туберкулезу нет!"
- Стань заметнее на дороге!
- Краевые социально значимые акций, посвященные празднованию 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
- Масленица широкая!
- С Международным женским днем!